Дети с ОВЗ - кто они?
Речевые нарушения
Коррекция нарушений речи
Коррекция звукопроизношения
Курс "Подготовка к школе"
Курс "Помощь школьникам"
Логоинтенсив
Консультация специалиста
Часто задаваемые вопросы

Задать вопрос

Главная  /  Методическая копилка  /  Логопедические праздники и развлечения как средство преодоления речевых нарушений

Логопедические праздники и развлечения как средство преодоления речевых нарушений

Логопедические праздники и развлечения как средство преодоления речевых нарушений
        Каждый взрослый человек сохранил в своей памяти воспоминания о детских праздниках. Праздник даёт возможность отдохнуть от будней, весело провести время с друзьями.   Проведение речевых праздников и развлечений является важной формой работы учителя - логопеда в условиях образовательного учреждении.
     Целью речевых праздников является развитие познавательного интереса и внимания к родному языку, лингвистического мышления, коммуникативных способностей учеников.
         При организации речевых праздников, необходимо продумать средства эмоционального воздействия:
  • музыка, танцы — помогают создать атмосферу праздника;
  • стихи, загадки, поговорки, скороговорки подбираются с учётом автоматизированных звуков, в соответствии с темой, должны быть короткими, чтобы не вносить скуку в праздник.
  • игры с элементами соревнований выступает средством активизации учеников.
         Условно речевые развлечения можно классифицировать следующим образом:
  • Театрализованные: игры — драматизации, различные театры (кукольный, теневой, плоскостной, театр игрушек) и другие.
  • Познавательные: КВН, викторины по изученным лексическим темам, звукам и буквам.
  • Спортивные: аттракционы, подвижные игры, соревнования, эстафеты;
  • Литературно — музыкальные.
        Обязательными элементами развлечений являются загадки, шутки, аттракционы, сюрпризы.
Загадки обогащают речь, расширяют кругозор, развивают пытливость, внимание, память, помогают введению в речь учеников новых звуков.
Шутки используются на празднике в перерывах между различными заданиями и играми.
Аттракционы подбираются с учётом возможностей обучающихся. Здесь ученики соревнуются в смекалке, ловкости, смелости.
Сюрпризы вызывают бурю эмоций, активизирует деятельность школьников. Это могут быть аудио — запись, письмо или телеграмма с просьбой о помощи, неожиданное появление на празднике сказочных персонажей, красиво оформленная коробка, посылка с сюрпризом.
        Успех проведения праздника зависит от следующих условий:
1. Календарно — тематическое планирование логопедических праздников.
2.Определение задач (коррекционно — образовательные, коррекционно — развивающие, воспитательные).
3. Заинтересованность, согласованность, активное участие учащихся в подготовке логопедического праздника, педагогов и родителей.
4. Обсуждение содержания праздника, распределение ролей, сюрпризных моментов, изготовление атрибутов.
        Развлечения планируются на весь учебный год (ежемесячно, кроме декабря, когда идёт подготовка к новогодним утренникам).
        Это могут быть игры — драматизации сказок, воображаемые путешествия, (например, в первую неделю сентября «Путешествие в школу»). Сказочные сюжеты с «героями» сказок заинтересовывают младших школьников. Желая помочь, ученики не боятся выполнять задания, становятся активными, работают более продуктивно и сосредоточено.
         После изучения лексической темы, можно провести итоговое занятие — логопедический досуг, например: «Во саду ли, в огороде» («Овощи — фрукты»), «Птичий дворик бабушки Агафьи» («Домашние птицы), КВН «В гостях у старика — Лесовика («Дикие животные»). Совместный досуг для детей и родителей «Покормите птиц зимой» («Зимующие птицы»).
         На таких итоговых занятиях школьники с речевой патологией имеют возможность подготовиться к публичным выступлениям на праздниках.
        За подбор, разучивание песен и хореографических движений отвечает музыкальный руководитель. Речевой материал подбирается учителем - логопедом с учётом индивидуальных речевых возможностей учеников, проговаривается на индивидуальных занятиях.
         Второстипенным видом деятельности младших школьников является игра. Игры включаются во все части развлечения. В речевые праздники и развлечения можно включить игры по формированию всех компонентов речи.
     Для развития слухового внимания и речевого слуха используются игры:
  • «Тихо — громко»,
  • «Где звенит?»,
  • «Жмурки с голосом»,
  • «Угадай, чей голос»,
  • «Кто летит, (бежит, идёт, прыгает)?».
      Для развития лексико — грамматического строя речи такие игры, как:
  • «Узнай по описанию»,
  • «Назови одним словом»,
  • «Чего не стало?»,
  • «Назови ласково»,
  • «Мама — папа — дети?»,
  • «Похожие слова»,
  • «Подскажи слово»,
  • «Слово потерялось»,
  • «Узнай ошибку».
      Игры по звуковой культуре речи:
  • «Разбросай звуки»,
  • «Подружим звуки»,
  • «Выбери картинки со слогом…»,
  • «Подскажи конец слова»,
  • «Дополни слово»,
  • «Подскажи недостающий слог»,
  • «Какого слога не хватает»,
  • «Расколдуй слово»,
  • «Найди потерявшийся звук»,
  • «Назови пропущенный слог»,
  • «Слово в слове»,
  • «Слова – перевёртыши»,
  • «Слова длинные – короткие»,
  • «Найди домик для слова»,
  • «Отстучи слово»,
  • «Прохлопай…, прошагай»,
  • «Звукоедик»,
  • «Маша и Миша».
      Задания и игры для развития внимания и памяти:
  • «Какое слово потерялось»,
  • «Что изменилось?»,
  • «Чего (кого не стало)?»,
  • «Что прибавилось?».
      Игры и упражнения на развитие речевого дыхания:
  • «Чья птичка дальше улетит?»,
  • «Надуй игрушку»,
  • «Подуй на пёрышко»,
  • «Листопад»,
  • «Задуй свечу»,
  • «Снегопад».
         От учителя - логопеда требуется немало фантазии и мастерства, чтобы удержать интерес и внимание учеников всего класса, так как на празднике дети легко возбудимы, активны, ведут себя более свободно. В процессе праздника учитель - логопед помогает ученикам усвоить условия конкурсных заданий. Также необходимо продумать подарки, связанные с тематикой праздника. Это могут быть как индивидуальные подарки: сладости, раскраски, медальки, книжки — малышки, так и подарок на весь класс: настольная игра, торт, книга сказок.
        Участие детей в логопедических развлечениях:
  • Формирует позитивное отношение к коллективным творческим делам, умение сообща работать в коллективе сверстников, умение принимать собственное решение, ответственность, находчивость;
  • Развивает смекалку, волевые усилия, активизирует словарь;
  • Способствует совершенствованию монологической и диалогической речи, накоплению детского опыта публичных выступлений.
 
Автор: abvgdeika42.ru
Просмотров: 1894