Дети с ОВЗ - кто они?
Речевые нарушения
Коррекция нарушений речи
Коррекция звукопроизношения
Курс "Подготовка к школе"
Курс "Помощь школьникам"
Логоинтенсив
Консультация специалиста
Часто задаваемые вопросы

Задать вопрос

Главная  /  Методическая копилка  /  Педагогика оздоровления в коррекционно - развивающей логопедической работе

Педагогика оздоровления в коррекционно - развивающей логопедической работе

Особенным в нашей работе является применение педагогики оздоровления, в основе которой лежат представления о развитии здорового ребенка, здорового духовно и физически.

Цель педагогики оздоровления:
  • Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.
  • Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
  • Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Основополагающие приоритеты педагогики оздоровления:
  • Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.
  • Оздоровление – не совокупность лечебно – профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
  • Индивидуально – дифференцированный подход – ведущий метод оздоровительно – развивающей работы с учащимися.
Для развития речевой деятельности воспитанников специалисты нашего центра проводят с ними специальные упражнения. Это пальчиковая гимнастика, упражнения, сочетающие движения губ и выдохи, специальная зарядка для мышц рта и языка, голосовые упражнения на материале гласных звуков, анализ правильной артикуляции изучаемого звука с использованием опорных схем и карточек для поз губ и языка.
Среди основных видов гимнастик, направленных на физическое, умственное и эстетическое развитие детей, которые мы используем в нашей работе, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика. Ведь дыхательные упражнения – это своеобразная зарядка нервной системы, помогающая сбросить напряжение, которая к тому же является хорошим средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
Известно, что правильное дыхание помогает насытить организм человека оптимальным количеством кислорода, укрепляет его иммунную защиту и стимулирует обмен веществ, благоприятно воздействует на эндокринную систему и работу сердца. Кроме того, специальные дыхательные упражнения способствуют уравновешиванию нервных процессов (возбуждения и торможения).
Применяемые нами специальные дыхательные упражнения, при которых происходит выдох с криком, позволяют удалить излишки кислорода и избежать ненужных окислительных реакций. При выполнении дыхания со звуком появляется чувство теплоты во всем теле (это признак происходящего биохимического процесса). Звук воздействует на психику человека, и, следовательно, с его помощью может проводиться определенная коррекция поведения.
Вступая в резонансное действие с тканями организма, звук улучшает их работу, усиливает защитные реакции и положительно влияет на некоторые участки тела и головного мозга.
Такие упражнения являются своеобразной зарядкой нервной системы. Их цель – раскрепощение тела и избавление от двигательных стереотипов и мышечной зажатости.
Для проведения артикуляционной гимнастики, или тренинга произносительных движений, очень полезно использовать зеркало. Движения, которые специалист – логопед выполняет вместе с малышом, становятся более наглядными. Ребенок может не только наблюдать за лицом логопеда, но и контролировать собственные действия.
Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в развитии речи.
Движения рук, в особенности пальцев, стимулируют кору головного мозга, оказывают большое воздействие на мышечную составляющую речи, активизируют ее. Следовательно, для того, чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и способствует устранению дефектов речи.
В работе над мелкой моторикой мы используем специальные упражнения. Эти упражнения делятся на расслабляющие, динамические, статические и пр. Расслабляющие способствуют нормализации мышечного тонуса, динамические направлены на развитие подвижности пальцев, а статические – на то, чтобы помочь ребенку удерживать пальцы в определенном положении.
Сопровождающая речь или упражнения, в процессе выполнения, которых слова произносятся в такт движениям, очень полезны. Ребенку легче произносить длинные предложения, легче набирать достаточно воздуха, удобнее придерживаться речевого ритма. Кроме того, эти упражнения развивают выразительность речи, мелодику, помогают быстрее и лучше запомнить текст, активизируют моторную сферу деятельности ребенка.
Логопед должен разучить вместе с ребенком рифмованный текст и, проговаривая его, выполнять определенные движения.
Эти упражнения можно выполнять как отдельно друг от друга, так и в комплексе.
 
 
 
Автор: abvgdeika42.ru
Просмотров: 291